Спочан: упражнения с мечом. Искусство владения клинком

Известный британский мастер фехтования и постановщик поединков Ричард Райан

Как вы думаете, что не так в этом поединке? Да и в общем то почти во всех художественных сценах боя на мечах есть одно очень грубое допущение, по сравнению с реальным боем. Погодите, но что может быть не так с боем на мечах? Ведь, в конце концов, существует не так уж много способов ударить острой железякой другого человека. Взгляните, например, на эту боевую сцену из фильма «Царство Господне»:

При защите рубящим мечом часто сильно непонятен аспект применения оружия. Крайне важно понимать, что защиты (противодействие, блокирующее атаки) средневековым мечом или любым заточенным рубящим клинком выполняются не гранью клинка, а плоскостью («mit der flech»). Однако поразительно, как часто эта основная истина фехтования нарушается или игнорируется. Многие продолжают наивно верить, что лезвием рубящего меча можно легко блокировать удар, или что этому следует отдавать предпочтение.

Если у меча острое сильно закаленное лезвие, или тупое и более мягкое, парирование лезвие-в-лезвие быстро приведет его в негодность (что видно во многих фильмах и видеозаписях поединков). Такое действие ускоряет поломку меча. Например: даже без заточки лезвия лучшие реплики рапир сегодня немедленно начнут получать множество мелких и заметных выбоин на своих «лезвиях», полученных от контакта клинок в клинок во время простых упражнений. Это еще больше относится к более широким мечам с лезвиями, предназначенными для рубки. Фактически, принятие сильного удара на закаленную грань настоящего меча может вызвать его поломку (это редко случается сегодня с более мягкими цементированными репликами, используемыми для театрального боя, напротив, их более толстые мягкие грани можно неоднократно бить и заново обтачивать).

У рубящих клинков грани могут быть довольно твердыми, но они очень тонкие, в конце концов. Они слишком острые для того, чтобы их умышлено помещали на пути удара. Лезвия рубящих клинков должны оставаться острыми и не иметь зарубок или щербин. Как можно эффективно рубить мятым, зазубренным и жеваным лезвием? Хотя защита может быть выполнена рубящим лезвием, когда нет другого выхода, такое действие не является подходящим в обычной ситуации. Оружие этого типа не предназначено для применения таким образом, его не следует стремиться умышленно использовать для блоков лезвием.

Все еще можно услышать сегодня такие бредовые мнения, как: блок гранью меча «сильнее», т.к. меч «рубит» поперек клинка (!). Такие комментарии отражают полное отсутствие основных знаний о природе острой стали. Гибкость рубящего меча заключается в упругой деформации клинка от одной стороны к другой, и хорошие мечи специально разработаны с таким расчетом. Очевидно, что они не могут изогнуться правильно, если удар идет поперек лезвия.

Как руководитель АRMA и эксперт по мечам, Хэнк Рейнхардт многократно обращает внимание:
Если это было не так, как тогда мы объясняем явное и хорошо документированное отсутствие существенного повреждения на большом количестве исторических мечей, дошедших для нас? Они, конечно не все отполированы.

Рейнхардт также добавляет:
Если вы еще не можете понять, почему для блокирования используется плоскость меча, то просто возьмите два больших, острых охотничьих ножа и ударьте их лезвиями друг о друга со всей силы. Тогда вы быстро поймете, что к чему.

Конечно, когда ваша жизнь под угрозой, чтобы избежать смерти вы действительно будете блокировать любым возможным способом. Но помните, что, прием клинком сильного удара может всегда закончиться его поломкой. Вы никогда не знаете, может ли ваш меч выдержать каждый блокируемый удар. Кроме того, прием клинком шлепков и ударов при парировании может позволить противнику применить любое количество приемов, направленных на соединение и подготовку ловушек для клинка, а также отбить ваш клинок в сторону и подойти вплотную.

Здесь, вероятно, надо точно определить, что понимается под «лезвием» меча. Лезвие (грань) образуется пересечением плоских сторон, которые имеют все мечи. Но оно также может определять и заточенную, рубящую часть клинка, т.е. «собственно лезвие». Все мечи имеют «грани», но не все грани острые или даже в состоянии быть таковыми. Клинок с толстым поперечным сечением и большим заострением не могут иметь хорошо заточенного лезвия, как и не смогут рубить глубоко. Существует много примеров таких клинков от средневековых эстоков до рапир и почти всех малых мечей. Вдобавок, грани мечей могут иметь разную степень заточки. Лезвие катаны не означает то же самое, что у спадона, а лезвие фальшиона не идентично сабельному.

Сегодня люди часто хотят думать, что они могут парировать лезвием, либо потому, что они видят это по телевизору, либо потому, что они не представляют себе, как это сделать иначе. Основная часть проблемы непонимания того, как парировать, вызвана театральным фехтованием и сценическим боем. Многим покажется удивительным, что почти невозможно найти пример театрального фехтования или сценического боя, где клинки не сталкиваются грань-в-грань. Причины того, что на курсах сценического боя учат так, связано больше с безопасностью, чем с реализмом боя (правильно защищаться учить долго, и неправильные методы теперь стали доктриной).

Взгляните на это видео реконструкции боя времён викингов. Обратите внимание, насколько он физичен, как его участники используют щиты и как их мечи ни разу не соприкасаются:

Фактически, в каждом примере боя на мечах в фильмах, по телевидению и даже в живых шоу бойцы блокируют непосредственно лезвиями. Это неверно и по сути своей ошибочно (несмотря на решающее, фундаментальное непонимание, подобно этому, мы часто склонны принять теорию сценического боя как, своего рода, проявление настоящего «боевого знания» со стороны исполнителей).

Уважаемый итальянский производитель мечей Фульвио Дел Тин недавно сказал по этому поводу:
…Неправильно бить мечами грань в грань … лучше отклонить меч противника. Те люди, которые исполняют бой неправильно… используют мечи в полную силу лезвие в лезвие… Я хочу, чтобы в будущем многие люди учились тому, как биться правильно, вместо того, чтобы подражать голливудским героям.

Итак, для тех, кто не схватил интуитивных или технических аспектов того, как и почему следует парировать плоскостью заточенного меча, вместо того, чтобы подставлять грань, остается только вопрос того, откуда мы знаем, что это так. Есть ли в каких-нибудь исторических боевых руководствах детальное описание того, как парировать? Фактически, по большей части ответа нет (коли на то пошло, они даже не учат, как рубить). Защиты редко определялись в точных терминах. Их описывали больше как базовые защитные действия, чем как положение меча, и идея заключалась скорее в движении уклонения и контрударе, чем в блоке. Существует даже некоторый недостаток любых примеров прямых блоков мечом в работах средневековых художников.
Не вдаваясь в технические аспекты фехтования, достаточно сказать, что попытка уйти от удара предпочтительнее попытки парировать его. Идея в том, что действеннее и эффективнее контратаковать, чем парировать и бить снова (это описано в руководствах). Существует много путей отведения ударов контрударом, вместо препятствия ему жестким блоком. Нет реальных инструкций по парированию даже среди множества средневековых боевых руководств, возможно, исключая скандинавские саги. Это может быть очень хорошо, потому что всякий раз, когда возможен блок плоскостью, подобно рубке лезвием, это считалось такой очевидной и естественной функцией меча, что об этом не надо было говорить.

В скандинавской «Саге о Кормаке», Кормак отбивает меч Берси «Хвитинг», используя лезвие меча «Скофнунга», который он позаимствовал у своего друга Скегги. Он отламывает конец у берсивского Хвитинга своим блоком, но при этом появляется глубокая зарубка на Скофнунге, и это огорчает его, т.к. это был меч Скегги и Скегги будет «очень сильно раздосадован». Вдобавок, иллюстрации в немецком манускрипте 13 века, посвященном мечу и баклеру (Tower Manuscript «I.33″) довольно ясно показывает использование плоскости в нескольких отклоняющих и шлепающих защитах. Фактически, в любом средневековом и ренессансном руководстве по мечу очень понятно именно то, что «защита», кажется, должна быть отклоняющим действием, а не прямым блоком, как в печально известных многих театральных боях.

Это также согласуется с тем, как учат блокировать катаной в традиционном японском фехтовании (где, чтобы сохранить остроту переднего лезвия используется более толстая спинка оружия — как и в случае других клинков с одним лезвием). В кендзюцу прямому блокированию также предпочитаю отведение ударов и движения уклонения.
Это сходно с методами, описанными в средневековых европейских руководствах и подкрепленными практикой современной реконструкции (но, конечно, не придуманными условиями спортивного фехтования или сценического боя). Несмотря на многие различия, как основные, так и второстепенные, физические принципы, лежащие в основе японского и дорапирного европейского фехтования, в сущности одинаковы.
В самом деле, подробные иллюстрации боевых поз и готовых стоек во многих средневековых немецких и итальянских изображают клинок, подготовленных для блокирования плоскостью, а не лезвием. Но путаница обычно возникает с теми действиями, в которых используется лезвие против лезвия, чтобы войти в соединение, надавить или поймать в ловушку после сближения. Но не замечают, что против сильных ударов существует много защит, которые могут быть выполнены правильно только при использовании плоскости клинка. Плюс к тому, самый легкий переход от эффективной защиты к сильному удару достигается только заслоном от удара плоскостью меча.

Не существует ни специального «поворота запястьем», вовлекаемого, чтобы использовать плоскость острого меча в парирующих ударах, ни происходит «колебания» или изгиба меча при защите таким образом. Существует также несколько способов отклонения и сбивания атак, вместо прямого блока. Даже рубящий удар одновременно с наносимым ударом противника — жизнеспособный прием (и опять, он является обычным в кендзюцу).

В западном фехтовании это было только с горизонтальным или «в линию» парирующим движением рапиры и позднее малым мечом (также как и некоторыми рубяще-колющими мечами), чтобы блок был введен — который спортивные фехтовальщики иногда называют «истинной защитой». Применение более быстрого и легкого оружия допускает немедленный контрукол, сделало эту возможность и необходимость. Даже тогда, с рапирой «уход» был предпочтительным средством защиты.

В более раннем фехтовании использование прямых «блоков» против ударов избегали как неэффективных, и современная практика подтверждает это. Вы сталкиваете два острых клинка вместе лезвие в лезвие, и они немедленно (и часто сильно) щербятся. Во французском тексте 1460 г. «Турнирная книга короля Рене», притупленные мечи используемые для турнира, описываются со следующим комментарием:
…поперечина должен быть такой короткой, чтобы она могла только блокировать любой удар, который случайно опустится или соскользнет вниз по лезвию к пальцам
. Если лезвие или гарда намеренно использовались для прямого блока, то, конечно, не могло быть сказано «случайно».

Недостаток внимания к прямому парированию заметен в немецких «боевых книгах» и итальянских руководствах по длинному мечу. Они также отсутствуют среди ренессансных мастеров, отстаивающих рубяще-колющий метод, таких как Джордж Силвер и Джозеф Светнам, как и в 1639 Паллас Армата и работах различных немецких мастеров.

Но, в некоторой степени, что смутило последователей исторического фехтования, так это использование защит ранними ренессансными мастерами Мароццо и Агриппой. Их трактаты полны мест, где они пишут о необходимости парировать этот или тот удар либо «правильным» (передним) лезвием, либо «ложным» (задним). Они часто точно определяют, какое лезвие использовать почти каждый раз при упоминании, какая защита должна быть сделана. Не может быть никаких сомнений, что они дрались и что они учили парировать лезвиями. Но, в отличие от жестких направленных ударов, уколы можно легко парировать лезвием, когда надо только проскользнуть и отклониться. Неудивительно тогда, что Агриппа и Бологнезские мастера Манциолино и Мароццо не упоминают в своих текстах парирования сильных рубящих атак — либо с более тяжелым мечом, либо против него (также интересно отметить, что Мароццо, как и более поздний мастер Ловино, оба коротко обсуждают использование двуручных мечей).
Но не может быть сомнений, что эти фехтовальщики не использовали средневековый рубящий меч, или настоящую рапиру без лезвий, но обучали применению сужающихся рубяще-колющих клинков. Делая акцент на использовании уколов над ударами в своем методе, они могли действительно слабо беспокоиться о всяких повреждениях, наносимых их клинкам парированием грань в грань. Вдобавок, по той же самой причине они не могли чрезмерно заниматься собственно выравниванием лезвия, необходимым для того, чтобы рубить после защиты (это трудно, когда парируешь лезвием вместо плоскости). Также очень похоже и вполне возможно, что отведение колющей атаки и последующий ответ своим уколом является тем, что приводит к их рапироподобному методу парирования лезвием. Однако, мы не можем игнорировать то, что они также придают огромное значение защите уходом.

Мароццо, Агриппа и другие ренессансные мастера защиты сражались преимущественно в городских условиях против противника, имевшего слабый или никакого доспеха. Они учили главным образом бою для дуэлей, а не для войны, и дуэли были часто непродолжительными. Так что мечи могли выдержать несколько выбоин и зарубок. Имея в виду, что в гражданских уличных драках, засадах и подзаборных стычках их эпохи, им не надо было наносить рубящие, раскалывающие удары по доспеху, чтобы рубить глубоко плоть и кости. Их удары должны были только покалечить настолько, чтобы либо заставить противника раскрыться для смертельного укола, либо удержать на расстоянии. Явная угроза жалящего, рвущего металлического лезвия, направленного на вас, может если не отклонить или отбить ваше оружие в сторону, то заставить подумать дважды об атаке. Даже на поле боя Эпохи Возрождения, удары более легкими клинками были направлены в суставы, прочь от стальных грудных пластин, а уколы были вполне полезны.
Другой главный источник непонимания относительно защиты острым клинком исходит из наложения спортивного фехтования на историческое. Неправильное представление о защите рубящим клинком является почти всегда результатом того, что шпажная/рапирная (или даже рапира/малый меч) теория неудачно применяется к рубящим мечам. В современном фехтовании их псевдооружием без граней можно блокировать любую и все возможные атаки, используя почти любую часть клинка. Хотя этот метод хорошо работает для спортивных форм, он совершенно ошибочен в применении к настоящим мечам с более плоскими, широкими рубящими клинками.

Думать в терминах слабого колющего клинка, выполняя сильные рубящие и встречные действия — неподходящая перспектива. Тогда как более легкие, быстрые клинки, сражающиеся острием, могут легко делать одиночные отклоняющие или останавливающие блоки с последующими немедленными контруколами, рубящие, ломающие клинки этого не могут. Вместо этого, должен быть сделан либо уход, контрудар (с применением отклоняющего контакта или без), либо применен прямой блок с последующей отдельной атакой. Это рассчитанный контрудар, который почти всегда предпочтителен.
Инструкторы спортивного и классического фехтования, обучающие на шпагах и имеющие небольшой опыт в более ранних военных мечах желают иногда доказать, что более широкими рубящими клинками (которые совершенно вне их компетенции) следует постоянно ставить блок лезвием. Глупо равнять методы парирования спортивными шпагами, рапирами и саблями (или даже историческими малыми мечами и рапирами) с парированием острыми рубящими мечами.

Также заслуживает внимания то, что хотя в основных защитных движениях, используемых в современном спортивном сабельном фехтовании, существует некоторое внешнее сходство с острыми средневековыми и ренессансными мечами, это не одно и тоже. Спортивные сабли также очень легкие и тонкие, их легкие хлещущие удары наносятся только запястьем. Оружие и метод, которые они пытаются воспроизводить, имеют только внешнее сходство с историческим применением средневековых и ренессансных рубящих мечей.

Исторически, многие боевые сабли имели довольно толстые лезвия и были зачастую не очень острыми. Они не были разработаны для противодействия доспеху и применялись больше для рубки и даже просто для «удара». Поэтому намного меньше уделялось внимания тому, использовалось или нет лезвие для защиты. Сходные вещи заметны в стилях фехтования китайского кунг фу и юга Тихого океана, которые редко или совсем не практикуют тест-рубку в своих тренировках. «В настоящее время некоторые практикующие ошибочно полагают, что использование лезвия так или иначе выравнивает запястье для лучшей остановки удара с более мощным сопротивлением. Все же, в действительности имеет место противоположность. Прямой блок лезвием лишает вас возможности правильно расположить клинок, что необходимо как для должной защиты, так и для ответного удара. Это также уменьшает лучший шанс сделать более эффективный ответный удар в любое открытие, созданное атакой противника. Даже известный авторитет по мечам Ewart Oakeshott, хотя он позднее изменил свое мнение, пал жертвой этой ошибки, создавая свою короткую работу «Рыцарь и его оружие» в 1960 г. (современные переиздания, однако, еще содержат ошибку).
Используя плоскость, на самом деле, лучше выровнять запястье и лезвие меча для более быстрого и спокойного ответного удара без потери времени и момента на поворот руки. Только таким образом блокирующее движение может быть превращено в более эффективный контрудар. Однако, в других действиях, таких как отклонение, соединение или удар по клинку противника, можно бить в плоскость как плоскостью, так и гранью. Опять же, это лучше всего понять после обширной практики в парировании репликами мечей и тест-рубки острыми клинками.

Проведя значительное количество времени, рубя острыми рубяще-колющими мечами, несомненно можно понять, что заточенный клинок должен оставаться настолько острым, насколько это возможно, чтобы быть эффективным в рубке.

Хотя, в отличие от более широких, тяжелых рубящих клинков, ренессансный рубяще-колющий меч обладает достаточной возможностью для парирования как уколов, так и ударов (других тонких клинков) с помощью либо лезвия, либо плоскость — хотя результатом будет значительное повреждение. Помните, что большинство одноручных мечей использовались вместе со щитом. Это был щит, применявшийся для защиты и блокирования, оставляя таким образом оружие свободным для предпочтительной и специализированной ударной работы. Это также справедливо для тех одноручных мечей, которые использовались с баклером или кинжалом. В случае двуручных мечей, роль защиты главным образом отводилась уходу, увертыванию и отклонению с противоходом.

Причина может быть связана с отсутствием выраженных граней на многих формах современного спарингового оружия (т.е. круглых палок, бамбуковых синаев, мягких «бофферов» и т.п.), что также может влиять на привычку парирования у некоторых бойцов. В результате становится непривычным использовать плоскость вместо грани.

Также важно обратить внимание на то, что приемы парирования, хорошо работающие в бою на палках или со смягченным оружием, не вполне эвивалентны тем, что применяются с тонкой полосой острого металла (т.е. настоящими мечами). Эти различия могут быть в полной мере оценены в практике защиты с незаточенными репликами мечей. Удары металла о металл могут перепрыгивать или отклоняться в сторону, самостоятельно меняя направление до момента полной остановки. Различия распространяются даже на использование затупленных театральных мечей. Большинство сценических или театральных мечей также слишком толстые и тяжелые, что делает их вполне способными выдержать неправильное блокирование лезвием. Конечно, это оружие никогда не предназначалось для рубки, не говоря уже о применении настоящими бойцами. Вдобавок, из-за большого числа дешевых имитаций, доступные мечи будут часто иметь слабый шатающийся клинок, чем смутят новичков, которые не смогут понять, каким образом надежно парировать с помощью плоскости.

В отличие от ошибочного блокирования лезвием, парирование плоскостью наоборот позволяет оставаться клинку неповрежденным, а упругость стали и форма клинка обеспечивают гибкость клинка под ударом. Помните, что в бою рубящими мечами вы пытаетесь не снова и снова бить со всей силы по мечу противника, а скорее рубить его плоть и кость. При защите вы не помещаете свой меч поперек его удара, как будто это щит, а пытаетесь отклонить удары, вынуждая удар отскочить или изменить направление движения, или даже отбить прочь своим собственным ударом. Этому не учат в театральном сценическом бою и редко, если вообще когда-нибудь показывают в живых хореографических постановках.

В сущности, чем дальше вы от рубки, тем меньше вы понимаете о защите и бое с заточенным оружием. Хуже всего — основывать понимание защиты на рафинированных приемах современного спорта, или на впечатляющих, преувеличенных искусственных движениях, предназначенных для развлечения зрителей. Наконец, что учит правильным приемам защиты с рубящим клинком — так это тренировка с правильными репликами, и практика контактных спаррингов с соответствующей экипировкой.

Для ясности здесь опущены обычаи всех японских искусств, таких как, проявление уважение к своему оружию или завязывание хакама (самурайских штанов). Если не указано иначе, «вид искусства», «искусство» и «форма» относятся к искусству владения японским мечом.

Шаги

    Выберите вид искусства. Поскольку каждый имеет свои особенности боя, вы должны найти вид боевого искусства, в котором вы компетентны. Если вы не знакомы с японскими боевыми искусствами, то вот несколько самых известных:

    Соберите необходимое снаряжение. Снаряжение зависит от вида искусства. Среди видов оружия известны такие:

    Возьмите книги. После того, как вы выбрали вид искусства, в котором заинтересованы и подобрали необходимое снаряжение, подберите учебники по теме и проведите некоторые исследования. Книгами нужно пользоваться В СОЧЕТАНИИ с квалифицированным учителем! Пытаться самостоятельно изучить приемы настоятельно не рекомендуется, поскольку это может разрушить ваши основы.

    Найдите сенсея (боевого наставника). Невозможно обучиться искусству без учителя. Найдите додзё или школу для изучения желаемого искусства.

    Тренируйтесь. Практикуйте ката, или последовательность движений, до того, как вы сможете выполнять их быстро и эффективно. При необходимости, найдите себе партнера для тренировки. Затем, если разрешено, переходите на других. Не забывайте о старых.

  1. Приобретайте настоящее (или, по крайней мере, лучшее) оружие. Как только вы почувствуете в себе уверенность, приобретите лучшее (которое обычно означает более опасное) оружие.

    • Боккен является очень эффективным инструментом для обучения. Он на самом деле облегчит размахивание настоящим мечом во многих случаях.
    • Правильно изъятие шинкена, или боевого клинка, не производит никакого звука. Плохое производит все виды звуков. Работайте с новым клинком или используйте новые техники пока вы не научитесь не царапать сая (ножны). Самая большая ошибка при изъятии оружия – это когда оно вынимается вверх, выходит наружу и может порезать сая-ножны.
    • Не торопитесь. Наспех изучая технику и виды без освоения понятия в целом, приведет к целому ряду проблем. Рубить быстро не настолько важно, как рубить правильно.
    • Отступайте. Не все твердо, как камень. Если вы находите что-то особенное некомфортным, экспериментируйте, пока не найдете то, что вам подходит, но не изменяйте это настолько, что будет далеко от оригинала.
    • Держите меч правильно. Правая рука (или ваша рабочая рука) должна находиться непосредственно под цуба (металлическая пластинка-защита), а левая (или нерабочая) рука должна быть как можно дальше от правой. Самые маленькие пальцы должны сжимать крепче, давление должно уменьшаться вверх по руке и наконец, указательный палец должен просто опираться на рукоятку, а не схватывать ее. При размахивании левая рука должна выполнять тяговое движение, в то время как правая направлять левую. Когда вы размахиваете мечом, плотнее схватите его рукой, превращая руку с рукояткой в одно целое. Если все сделано правильно, это одновременно создаст разрубающее и распиливающее движение.
    • Наличие хай (пазов) на мече сделает его легче, таким образом, ставя под угрозу целостность плохо выполненного разреза. Пазы присутствуют, т.к. материал был удален.
    • Катана не предназначена для блокирования и может обрубить при ударе, поскольку ее край сделан из твердой стали. Единственный способ, которым вы могли бы повредить режущий край – это блокировать им удар. Блокирование при использовании катаны осуществляется с помощью мун, или задней кромки клинка. Лучше всего отойти, когда вы отклоняете удар мечом. Нужно пытаться использовать его для отражения удара и дать ему соскользнуть, вместо того чтобы остановиться вместе, соприкасаясь лезвиями, что действительно искорежит вашу катану, если вы неосторожны. Для каждого типа кири-режущего движения или цуки-нападения существует защита с помощью скользящего блокирования.
    • Поищите кого-нибудь, чтобы потренироваться, это очень помогает при спарринге.
    • После обращения со своим мечом, лучше всего протереть его чистой тряпочкой и нанести тонкий слой масла. Исходя из традиционной точки зрения, вы можете использовать масло чожи, хотя минеральное масло тоже хорошо действует. Несколько капель масла на чистую тряпочку сделают свое дело – не надо промачивать катану. Будьте осторожны при чистке вашего меча – сконцентрируйте на нем все свое внимание и продолжите свой разговор по окончанию чистки. Люди поймут.
    • В действительности овладение любым видом боевого искусства может занять более 50 лет. Наберитесь терпения, если вы действительно хотите изучить искусство.

    Предупреждения

    • Не пытайтесь «поймать» падающий меч. Если вам не повезло, и вы уронили клинок, отойдите немедленно – он может отскочить в каком-угодно направлении. Если вы попытаетесь схватить падающий меч, вам может понадобиться помощь, чтобы собрать свои пальцы с пола.
    • Не покупайте катаны из «нержавеющей стали». Они обычно являются декоративными и предрасположены к разламыванию, что может быть потенциально опасно для любого, находящегося на линии прицеливания, когда (и это СЛУЧИТСЯ) она ломается. Если необходимо купить, то возьмите катану из твердой стали.
    • Настоящая катана, как известно, способна полностью уничтожить другие виды оружия. Как правило, каждая цель, пораженная катаной, имеет летальный исход. Не используйте настоящую катану для состязания, если вы и ваш партнер не являются профессионалами, или не намерены умереть.
    • Не провоцируйте и не угрожайте другим своим искусством. Помимо того, что угроза может быть уголовным преступлением, многие другие владеют или даже превосходят вас в одном или нескольких боевых искусствах. Провокация потенциально вредна для вашего здоровья. Наконец, не стройте из себя крутого или мачо только потому, что у вас есть меч.
    • Не нападайте, пока на вас не нападут, в этом случае последующее убийство (вами) будет оправдано. Используйте здравый смысл.
    • Проверяйте свой меч! Если какая-то его часть не зафиксирована, дайте взглянуть кому-нибудь с большим опытом. Если вы не знаете никого, напишите письмо в местное додзё и спросите, не согласятся ли они проверить ваш меч. У вас не получится остановить клинок, вылетающий из рукоятки.
    • Не пытайтесь чинить меч, если только поломка незначительна для вас.
    • Катана, вакизаши и танто должны быть легально зарегистрированы. Перед приобретением выясните это у адвоката.
    • Ни при каких обстоятельствах не покупайте настоящее оружие, если вы не знаете, как умело обращаться с учебным оружием. Оружие, даже находясь в вашем распоряжении, может легко обернуться против вас, если вы некомпетентны.
    • Не покупайте оружие, если вы не обращались с ним лично и не знаете, подходит ли оно вам.
    • Не изучайте искусство с целью мести или для исполнения насильственных преступлений. Это крайне позорно и, бесспорно, вы не станете такими же компетентными, как настоящие студенты.
    • Ношение оружия, которое может быть истолковано как угроза или запугивание, является при определенных юрисдикциях, размахиванием оружием. Опять же, прежде чем делать это, посоветуйтесь с адвокатом.
    • НИ ПРИ КАКИХ обстоятельствах не используйте свое лезвие, чтобы проверить, режет ли оно предметы. Возьмите слово с каждого – оно режет. Это касается упаковок воды, продуктов питания, кирпичей, баночных напитков, веток деревьев и любых других предметов, на которых люди, как известно, испытывают режущую силу. На это есть две причины; раз – неумелый разрез непоправимо испортит ваш клинок, два – если вы совершите ошибку, это может привести к потере пальца или глубокой ране прежде даже, чем вы осознаете, что вы истекаете кровью. Даже у мастеров иногда случаются оплошности, но дабы свести к минимуму вероятность травмы и максимально продлить срок службы вашего лезвия, режьте только тщательно подготовленные гоза, или свернутые татами.
    • Не рекомендуется применять любое боевое искусство, когда вы находитесь под воздействием тормозящих средств или наоборот, инкапаситантов, в состоянии болезни, расстройства или инвалидности.
    • Не изучайте искусство самостоятельно. Одна ошибка в процессе обучения приведет к эффекту снежного кома и сделает владение искусством потенциально опасным для вас.

Мы проводим тренировки как по обучению классике владения клинком (катана, мачете, нож), так и по боевым вариантам фехтования.

Если вы новичок - мы научим вас держать меч или нож, научим правильно двигаться, отражать и наносить удары.

Подвинутым фехтовальщикам мы предлагаем углубленную программу боевого практического фехтования.

Проводим семинары по повышению квалификации техники владения клинковым оружием. Мы учим людей самообороне и умению защищать себя в критической ситуации.

Katana Club - это наработанные уникальные методики, позволяющие владеть клинком людям с совершенно разными физическими данными.

Не секрет, что в большинстве современных школ фехтования огромное внимание уделяют чисто физической подготовке.

Многочасовые, отупляющие тренировки с тяжелыми клинками, не встроенные в общую систему обучения мастерству владения клинком, не учитывающие индивидуальные особенности каждого отдельного человека - это как правило основа современных школ фехтования.

Комплекс упражнений, для мускулистого качка и хрупкой девушки - как правило - один и тот же. Побывав во многих фехтовальных клубах, наблюдаем одну и ту же картину - полтора часа изнуряющей тренировки, которую не всегда выдержит инструктор по спортивному фитнесу, а потом попытки заставить фехтовать человека так, как умеет сам мастер, который фехтует часто уже лет так двадцать.

Подгонка под свои стандарты фехтования - обычная практика учителей фехтования в Москве и других городах. Ах, не получается, не можешь, иди качай физуху.

Замечу, ни один из этих тренеров не задает простого вопроса - а КАК фехтовали клинками в средние века и во времена Ренессанса?

В ходу обычное объяснение - "вот были люди в наше время" - то есть воинам сратого времени приписываются НЕСУШЕСТВУЮЩИЕ характеристики. При малом росте, рахите, скалиозе, хроническом недоедании, отсутствии витаминов и прочих радостах тогдашней жизни им приписываются способности которым позавидует Супермэн и Бетмен вместе взятые....

Однако... Однако ФАКТЫ говорят об обратном. Люди Средних Веков и Ренессанса были низкорослые и болезненные. И они не были силачами. Недоедание, плохая, некачественная пища, почти без витаминов приводила к ранним смертям. Средняя продолжительность жизни была 35 - 40 лет. Подросток считался мужчиной в 14 - 15 лет.

Вы поверите, что такой мальчик мог ворочать тяжелым мечом как Буденный, с плеча нанося им удары. Да ни в жизнь... К слову, мечи были вовсе не такими тяжелыми, как это любят утверждать иные "историки" и любители древностей. Средний вес одноручного меча был 0,8 - 0,9 кг, полуторный меч "bastardsword" был 1,3 - 1,5 кг, а двуручные мечи, которые носили могучие по тем временам рыцари весили до 2 кг, чаще 1,8 кг, иногда даже 1,6 кг.

Следовательно, победа достигалась не массой оружия. Но чем тогда? Лихим ударом, на скаку, на лихом коне?

Тоже не выходит. Во первых на лихом коне на скаку НЕЛЬЗЯ наотмаш ударить мечом - на скаку вывернешь себе руку из плеча.... Если и рубились - то только с шага лошади. Во вторых - а вы представляете СКОЛЬКО на воина было всего надето? Помимо доспехов - часто кольчуга, поддоспешник - сродни толстенной телогрейке, нижняя кожанная броня или рубаха, нательная рубаха из толстой ткани. На голове был подшлемник, кожананный шлем, кольчужный, на нем стальной.

Читатель, ты веришь что все это можно разрубить с плеча так,как тебе обычно рассказывают?

Следовательно, боьлшая часть приемов фехтования были основаны не на грубой силе. Не было этой силы у воинов тех времен. Но было умение пользоваться клинком и той относительно небольшой силой, что у них была.

Меч - это продолжение руки. Все слышали эту фразу, но ктото задумывался над ней? Об этом писали великие учителя фехтования Ренессанса - Мароццо, Наварес,Агриппа.

Katana Club старается воссоздать утеряннные нынче приемы и техники владения клинком.

По гравюрам прошлого, по старым трактатам, по многочисленным тренировкам и отработкам приемов в зале и на природе. Да да, на природе. Если вы хотите научиться фехтовать, то основную массу занятий вы просто ДОЛЖНЫ находиться на природе. А вовсе не в уютном зале.

Мы стараемся дать нашим ученикам премы, которые потребуют от них мастерства, владения своим телом, но восе не грубой силы. Сила - она тоже потребуется, но не потребуется для ее достижения ихнурять себя на тренажерах. Особенно это касается девушек. В древности каждая свободная женщина умела сражаться хотя бы в минимальной степени. Муж часто был на войне, на охоте, просто далеко. И уметь защитить себя от грабителя, насильника или лихого человека должна была не только дворянка, но и крестьянка. и они УМЕЛИ это делать.

Нелепо думать, что у них было больше силы, чем у их мужчин. Однако они часто отлично владели клинками, что зафиксированно в хрониках того времени.

При правильном подходе меч - это действтиельно продолжение руки. Вы уроните руку, потому что кисть тсала тяжелой? Конечно нет. И мы учим приемам, когда за счет правиьлного положения, правильных движений меч становится невесомым. рука толко направляет его движение вперед на противника.

"Глазомер, быстота, натиск" - об этом писал великий Суворов. Однако и до него эти же максимы были в ходу у фехтовальщиков. Бусидо повторяет их в слово в слово. Еще раньше подобные максимы написал Сунь Цзы:

"Правила для воина заключаются в том, чтобы не полагаться на то, что противник не придет, а полагаться на то, с чем я могу его встретить; не полагаться на то, что он не нападет, а полагаться на то, что я сделаю его нападение на себя невозможным для него" .

Правило фехтовальщика - сделать нападение на себя невозможным. Бить когда противник не ждет, упреждать его атаку своей.

Оборону от нападения сделать СВОИМ нападением. Использовать силу удара противника, для нанесения своего решающего удара. Бой с противником - это не игра по его правилам. Лучше один верный и мощный удар, чем десять комариных укусов.

Ты должен поразить врага так, чтобы самому остаться целым. Это - аксиома боя исповедуемая Katana Club.

Вот основные постулаты принципов фехтования, которые мы применяем в Katana Club.

Разумеется, Katana Club четко делит классическое и боевое фехтование. В классике - мы учим людей базовым приемам владения клинком (катаной, мачете, ножом). Без изучения основ классики - невозможно постижение боевого фехтования. Те, кто постиг классику фехтования, переходят на более продвинутый уровень.

В классическом фехтовании основные навыки направлены на правильное выполнение приемов, они сделаны более размашистыми, движения не экономные.

В боевом фехтовании движения коротки и неуловимы. Это не красивая классика - это эффективный способ защитить себя и отразить нападение противника. Однако не овладев азами фехтования, не стоит пытаться научиться приемам боевого фехтования, это просто невозможно.

Katana Club учит умению предельной концентрации в максимально короткий промежуток времени. В битве нет возможности красиво и картинно нанести удар, основной упор делается на эффективность, ведь перед вами может быть вовсе не один противник, и тогда скорость, быстрота, глазомер, натиск возможно спасут вам жизнь.

И разумеется, фехтование - это не только сила и умение, это еще и дух. Именно посреднее наиболее часто забывают всякие ремесленники от фехтования. Только сочетание всех величин вместе, даст на выходе хорошего фехтовальщика.

Наверняка, глядя фильмы про гордых самураев и стремительных нинзя, вам хотелось попробовать себя в фехтовании катаной? Действительно этот меч окружен славой и легендами!

Он известен с конца XIV века как традиционной оружие самураев.















Техническая справка:

Длинна катаны: от 60 см

Вес: 1100-1200 грамм

По типу хвата катана относится к полуторным мечам: в основном используется двуручный хват но возможен и одноручный.

При изготовлении используются минимум два сорта стали: вязкий для основания и твердый для режущей поверхности.

Клинок слегка изогнут чтобы увеличить площадь режущей поверхности(изгиб клинка характерен для многих мечей в том числе шашка, сабля и пр.)

В России доступны для изучения несколько направлений:

Кендо — фехтование на мечах, контактный вид спорта с партнером.

Иайдо- практика мгновенного извлечения меча из ножен с последующим нанесением удара.

Тамэсигири — разрубание предметов мечем.

Как правило все вышеперечисленные направления в России практикуются и преподаются как Кендо.

Кендо (путь меча) - японское воинское искусство, основанное на приемах владения самурайским мечом, имеет длинную и богатую историю, которая насчитывает много сотен лет. С момента зарождения и до второй половины 19 века в Японии применялось боевое оружие, позже были введены бамбуковые тренировочные мечи (синаи) и защитное снаряжение, что сделало возможным свободное состязание без кровопролития. Подобное снаряжение используется в Кендо и в наши дни.

В настоящее время Кендо все больше набирает популярность. Многие миллионы людей во всем мире занимаются этим искусством. Ежегодно проводятся чемпионаты мира и Европы по Кендо. С 1998 года в международных соревнованиях принимает Русская Федерация Кендо, основанная в этом же, 1989 году, и входящая в состав Всемирной (FIK) и Европейской (EKF) федераций кендо. В 2010 году Русская Федерация Кендо переименовывается и регистрируется как Российская федерация Кендо, Иаидо и Дзёдо, одновременно Кендо приобретает в России статус вида спорта.










Изучение подобного искусства подразумевает не только физическое но и духовное развитие.

Согласно положениям AJKF (всеяпонской федерации Кендо) озвучивается следующая концепция: Кендо представляет собой путь воспитания человеческого характера посредством применения принципов Меча.

Зачем заниматься Кендо?

Для соединения воедино тела и духа,

Развития сильного и решительного духа,

И посредством правильных и упорных тренировок

Стремиться к совершенствованию в искусстве Кендо,

Уважать человеческое достоинство и честь,

Искренне общаться с другими людьми,

Всю жизнь стремиться к самосовершенствованию.

Таким образом, такой человек сможет:

Любить свою страну и общество,

Способствовать развитию культуры,

И содействовать миру и процветанию среди всех народов.

Кендо можно заниматься всем, независимо от пола и возраста. Регулярные занятия позволяют повысить не только силу мышц и выносливость тела, но также

Научиться снимать стресс;

Сделать осанку и походку красивой;

Нормализовать вес;

Поправить здоровье.

Приходите в кендо и вы научитесь побеждать испуг и страх, сомнение и неуверенность в себе, быстро и правильно принимать решение, быть наблюдательными, без потерь выходить из сложной ситуации и уметь ее предвидеть.

Узнать адрес клуба Кендо в вашем городе и другую полезную информацию вы можете на сайте Российской Федерации Кендо:

Также вам полезен будет сайт о катанах:

Раз уж мы сегодня говорим о самурайских мечах то нужно также сказать несколько слов про кодекс самураев – Бусидо.

Бусидо - неписаный кодекс поведения самурая в обществе, представлявшего собой свод правил и норм «истинного», «идеального» воина. Сформировавшись в конце эпохи воюющих провинций Бусидо требовал: беспрекословной верности феодалу; признания военного дела единственным занятием, достойным самурая; самоубийства в случаях, когда опозорена «честь» самурая; запрет лгать; запрет прикасаться к деньгам.

Чётко и довольно вразумительно требования Бусидо сформулированы в книге «Начальные основы воинских искусств» Дайдодзи Юдзана:

* Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть.

* К смерти следует идти с ясным сознанием того, что надлежит делать самураю и что унижает его достоинство.

* Следует взвешивать каждое слово и неизменно задавать себе вопрос, правда ли то, что собираешься сказать.

* Необходимо быть умеренным в еде и избегать распущенности.

* В делах повседневных помнить о смерти и хранить это слово в сердце.

* Уважать правило «ствола и ветвей». Забыть его - значит никогда не постигнуть добродетели, а человек, пренебрегающий добродетелью сыновней почтительности, не есть самурай. Родители - ствол дерева, дети - его ветви.

* Самурай должен быть не только примерным сыном, но и верноподданным. Он не оставит господина даже в том случае, если число вассалов его сократится со ста до десяти и с десяти до одного.

* На войне верность самурая проявляется в том, чтобы без страха идти на вражеские стрелы и копья, жертвуя жизнью, если того требует долг.

* Верность, справедливость и мужество суть три природные добродетели самурая.

* Во время сна самураю не следует ложиться ногами в сторону резиденции сюзерена. В сторону господина не подобает целиться ни при стрельбе из лука, ни при упражнениях с копьём.

* Если самурай, лёжа в постели, слышит разговор о своём господине или собирается сказать что-либо сам, он должен встать и одеться.

* Сокол не подбирает брошенные зёрна, даже если умирает с голоду. Так и самурай, орудуя зубочисткой, должен показывать, что сыт, даже если он ничего не ел.

* Если на войне самураю случится проиграть бой и он должен будет сложить голову, ему следует гордо назвать своё имя и умереть с улыбкой без унизительной поспешности.

* Будучи смертельно ранен, так что никакие средства уже не могут его спасти, самурай должен почтительно обратиться со словами прощания к старшим по положению и спокойно испустить дух, подчиняясь неизбежному.

* Обладающий лишь грубой силой не достоин звания самурая. Не говоря уж о необходимости изучения наук, воин должен использовать досуг для упражнений в поэзии и постижения чайной церемонии.

* Возле своего дома самурай может соорудить скромный чайный павильон, в котором надлежит использовать новые картины-какэмоно, современные скромные чашки и налакированный керамический чайник.

* Самурай должен прежде всего постоянно помнить, что он должен умереть. Вот его главное дело.

Также рекомендуем вам еще одни очень хороший трактат: Хага?курэ «Сокрытое в листве - это практическое и духовное руководство воина, представляющее собой собрание комментариев самурая Ямамото Цунэтомо .

Сделай сам! Удар катаной.

Стойка:

Правая нога впереди, стопа развернула прямо, левая – под углом примерно 45 градусов, пятки на одной линии, колени согнуты, вес тела распределен равномерно между ступнями. Спина прямая, плечи опущены, локти чуть согнуты, рукоять меча смотрит в пупок, кончик лезвия – на уровне переносицы противника. Правая рука крепко держит меч под цубой, она отвечает за силу удара, левая – за направление. Для тех, кто не знает – цуба – это пластина между лезвием и рукоятью, защищающая руку. У боккена(это деревянный меч) нет цубы, она условно обозначена переходом лезвия в рукоять. Левая рука находится примерно на ширине кулака от правой, при этом мизинец должен чувствовать край рукояти.

Удар: удар выполняется одновременно с шагом вперед.

Выполнение:

1.Корпус(центр тяжести) начинает двигаться вперед по прямой линии на которой в находятся пятки, одновременно с этим начинаем шаг левой ногой вперед.

2.К моменту когда ноги поравняются должен быть выполнен взмах: вы обеими руками взносите катану над головой так что она уходит за спину.

3.Левая нога становится на намеченное место, завершая шаг(теперь соответственно левая нога смотрит вперед а правая развернута под 45 градусов, пятки по прежнему на одной линии) и одновременно с этим вы наносите удар.

4.После нанесения удара положение меча возвращается в исходное.Соответственно следующий шаг-удар вы совершаете с правой ноги.

Итак, поздравляем! Вы выполнили ваш первый удар катаной и первый боевой шаг. А одна восточная мудрость гласит: «путь в тысячу ли начинается с одного шага».

Удачи вам на этом пути!

Ваш А.Б.